Как выбрать GPS - Статьи - Велотуризм - Библиотека - Свой Путь



Главная | Мой профиль | Регистрация | Вход

Приветствую Вас Пришелец | RSS
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Книги [4]
Книги о велотуризме
Статьи [22]
Статьи о велотуризме
ссылки [4]
ссылки на сайты по велотуризму
ВелоКувандык
Поиск
ВелоУфа
Block title

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Велотуризм » Статьи

Как выбрать GPS
02.10.2013, 12:13

1. Как выбрать GPS?

В виду специализации на приёмниках Garmin речь поведём именно о них. Не берёмся утверждать, что это лучший производитель из множества других, но так уж сложилось, что на рынке доминируют предложения именно этой фирмы.

Рекламные проспекты Гармина почему-то не могут дать ответ на вопрос какой выбрать прибор именно под ваши нужды. По мнению специалистов Гармина, каждый второй прибор - «лучший в своём классе», а какой же тогда худший? Толи писали эти проспекты дебилы, толи наоборот рассчитаны они на дебилов :-). Российские дилеры пошли по пути наименьшего сопротивления и тупо (иногда очень тупо :-) перевели рекламные буклеты производителя. Попробуем всё-таки разобраться!

Не будем прятаться за лукавыми цифрами, на которые так любит кивать производитель: в целом параметры и возможности приборов очень схожи. Конечно, более дешевые приборы имеют, иногда, худшие технические характеристики, но как может понять потенциальный потребитель, не имевший никогда GPS, что значат эти сухие цифры «статистики»? Рассмотрим их различия, которые не всегда поддаются цифровому описанию. Нижеследующие комментарии субъективны, но являются продуктом множественного, огромного опыта общения с приборами.

Первые шаги в выборе прибора. Решаем ЧТО мы хотим?

1. С поддержкой карт или без? Это вопрос экономии. В некоторых случаях, когда предполагается использовать прибор на соревнованиях или на заранее проложенных маршрутах, карты могут быть не нужны. В таком случае обязательно понадобится программное обеспечение, которое позволит проектировать маршруты на компьютере и загружать их в прибор.

2. Более Автомобильный или более пешеходный - какой прибор должен быть по размеру и весу? Если прибор в основном будет использоваться в машине, то необходимо выбирать прибор с большим экраном, размер и вес – не принципиальны. Автомобильный прибор должен иметь внешнюю антенну или выход на внешнюю антенну. «Пешеходные» приборы – eTrex, Geko, GPS 12. «Автомобильные» – 
GPSMAP 176 и 276. Существенно более универсальными являются GPS III+ и V, eMap и GPSMAP 76, GPSMAP 60C, Garmin Quest.

Цветной или нет? Это вопрос цены, конечно цветной прибор удобнее, Хотя при некоторой привычке и монохромный с четырьмя градациями серого вполне удобен. Какой размер экрана? Для близоруких учше подойдёт большой экран с низким разрешением (емап, 3+).

Какие технические характеристики? Такие параметры как количество запоминаемых точек и количество маршрутов для многих не имеют значение. Все приборы, за исключением самых дешевых имеют достаточное, для бытовых нужд количество точек и маршрутов. Даже если прибор имеет не много точек и нет маршрутов, можно воспользоваться компьютером для хранения необходимых точек, а маршрут создавать вручную из трэка (это позволяет OziExplorer). По этому основной «числовой» параметр, на который необходимо обратить внимание - количество точек в трэке – чем больше, тем лучше! Трэк – пройденный путь, чем больше «точек», тем большей длинны «след» запоминает прибор. Полезен такой параметр как количество запоминаемых Трэков (обычно это 10-15)… хотя большинство пользователей не пользуются сохранением трэков на приборе, а сохраняет всё на компьютере или не 
сохраняют вовсе.

Для картографических приборов важнейшим параметром является размер памяти – чем больше, тем лучше. Удобней если прибор имеет разъём для подключения карты памяти. В этом случае нет ограничений по объёму (не считая высокой цены за карточки), удобней хранить и менять, записывать (загрузка карт возможна по скоростному карт-ридеру) карты. Малоизвестный параметр – количество поддерживаемых карт. Так, например, в eMap не может быть загружено больше чем 225 карт.

Эту информацию не просто найти, но касается она лишь узкой части пользователей.

Продолжительность работы. Важный параметр для многих пользователей. Дольше работают приборы с четырьмя элементами «АА», но современные технологии позволили и на «двухбатарейных» приборах 
добиться великолепных результатов. Так например GPSMAP 60C работает от двух элементов «АА» до 30 часов (данные производителя подтверждаются). В данных производителя этот параметр, как правило, 
завышен.

«Излишние» Навороты, такие как автопрокладка маршрутов, магнитный компас, барометрический высотомер редко востребованы, но, тем не менее, нужны некоторой части пользователей. Навороты повышают расход энергии и цену. Встроенный Барометр-высотомер будет полезен альпинистам и спелеологам ибо имеет существенно меньшую погрешность определения высоты (+/- 1М) и независим от приёма сигнала спутников. GPS-высота определяется с погрешностью от 10 метров и хуже, а при 2D 
GPS Position - не определяется вовсе.

На последок. Нельзя не отметить, что маркетинговая тактика Гармина сводится к следующей концепции: потребитель не должен получить прибор, удовлетворяющий его по всем параметрам (помните девиз автосервиса – «сделал хорошо – потерял клиента»). Благодаря такой тактике Гармин 
вынуждает потребителей покупать по два, а то и по три прибора. На самом деле «Гармин» создаёт новые модели с таким расчетом, чтоб они не вытесняли полностью с рынка старые. Исходя из вышесказанного, не пытайтесь найти прибор, отвечающий всем вашим требованиям.

Ну что окончательно запутались? Тогда совет - выбирайте прибор по внешнему виду! Или по цене.

Наиболее распространенные способы выбора GPS – выбор по соотношению цена/качество и «самый крутой». Так одним из лучших по параметру цена-качество является Gаrmin eTrex Legend. Это не дорогой прибор небольших размеров, с поддержкой карт, не большим экраном с высоким разрешением. Из «самых крутых» и «понтовых» пожалуй GPSMAP 276C, GPSMAP 60CS, Garmin Quest. Это дорогие приборы нового поколения. В тоже время «дорого» не значит «хорошо»! Например более дорогой GPSMAP 76CS заметно хуже GPSMAP 60CS, а «дешовый» GPSMAP 276C для многих случаев лучше чем дорогой STREET PILOT 2610...

II. Цены. Ценовые категории.

Сколько стоит GPS? Для рассмотрения возьмём популярный ценовой диапазон от 120 до 880 долларов. За этими рамками остались более дорогие приборы – это отдельная история…

В каждой ценовой категории есть свои лидеры продаж. Это массовые модели, в которых соотношение цена/качество оптимальна, зато этот прибор не подходит для специфических нужд или просто капризным потребителям.

Разделим приборы вышеуказанного ценового диапазона на несколько групп:

1. «Приставки» - GPS приемники способные работать только в тандеме с ПК или КПК. «Недоприборы» «второго поколения» («Первое поколение» - одноканальные, ныне не выпускаемые приборы). Это низшая ценовая категория (за редким исключением приборов с БТ) 120-160$. Сами по себе, без компьютера приборы «мертвые», а потому не очень удобны. Часто такими приборами пользуются как дополнительными. В качестве приставки можно использовать и любой (кроме Geko101) из ниже описанных приборов.

2. 140-220$ – самые простые приёмники, приборы «второго поколения», во многом сходны по возможностям основные отличия – дизайн, размеры экрана и наличие базы данных городов. Все герметичны, но GPS 72 плавает на поверхности воды. На данный момент, в связи со снятием с 
производства GPS 12 и появлением новой модели GPS 72, в этой категории трудно выделить хит. Наиболее предпочтительным всё же кажется старый добрый GPS 12.

Geko-101 – 140$ отличается маленькими размерами, питание - два элемента «AAA», нет выхода на внешнее питание и ком-порт, нет возможности создания маршрутов трэк 3000 точек. По большому счёту игрушка. Удобен для тех, кто любит всё миниатюрное, экономит на весе оборудования.

eTrex – 170$, удобно ляжет в руку, управление оптимизировано под левую руку. Питание два «AA». Трэк 1536 точек. Интерфейсный кабель в комплект не входит. Внешнее питание не более 5 В.

GPS 12 – 180$ легендарная модель, к сожалению снят с производства. По приёмнику считается одним из лучших. Трэк 1024 точки. Питается от четырёх АА, соответственно имеет существенно большие размеры и вес, естественно и запас «хода» больше по сравнению с етрэксом, кабель не входит в комплект. Внешнее питание не более 8 В.

Geko 201 – 185$. Свежая модель. Улучшенный вариант 101. По характеристикам превосходит етрэкс, имеет меньший экран. Трэк – 10000 точек!

GPS 72 – 215$. Имеет большой экран, но и размеры корпуса тоже не маленькие («Лапоть»)! В отличии от вышеперечисленных имеет встроенную карту городов/маяков (точек). Питание два элемента «АА». Рабочее положение – вертикальное (от 0* до 45*), все же вышеперечисленные приборы имеют рабочее положение горизонтальное (от 45* до 90*).

eTrex Ventur – 220$. По сравнению с етрксом имеет более удобное управление за счёт дополнительной кнопки-джостика, встроенная «карта» городов. Кабель в комплекте.

3. 270-280$. Переходный класс. Улучшенные вариации на тему вышеописанных приборов. Рассчитаны на специфического потребителя. В этой категории говорить о хите не приходится.

eTrex Summit – 270$. Етрэкс с встроенным компасом и барометрическим высотомером. Будет полезен альпинистам и спелеологам.

GPS-12XL – 280$. GPS 12 с базой городов и выходом на внешнюю антенну. Внешнее питание не более 30 В.

4. 300-480$ - Следующая ценовая категория. Это приборы с поддержкой карт, отнесём их к приборам «третьего поколения». Приборы сделанные не для американского рынка имеют встроенную базовую карту мира (Американские – карту Америки). Для загрузки подробных локальных карт приборы имеют специальную память. Бесспорный фаворит группы – Легенда. Лучший по соотношению цена/качество, но больший по цене емап на втором месте.

eTrex Legend – 300$. Всё ещё «детский» прибор, но уже с поддержкой карт. Память 8 Мб. Высокое разрешение небольшого экрана делает прибор почти непригодным для использования в автомобиле. Зато сверх удлиненный трэк – 10000 точек будет очень полезен автомобилистам.

eMap DLx– 368$ - Наиболее оптимальный вариант. К сожалению, снят с производства, а достойной замены нет. Прибор имеет слот для карт памяти (карта 16 мб в комплекет), большой хорошо читаемый (с низким разрешением) экран, выход для внешней антенны. Есть звуковая сигнализация. Негерметичен. Батареи – два элемента «АА». Внешнее питание не более 4 В. Из недостатков: короткий трэк – 2048 точек, не подсвечиваются кнопки, отсутствуют некоторые автомобильные «примочки» меню, свойственные GPS 3+.

eTrex Vista – 440$. Высшая ступень эволюции етрэксов. Аналогична Легенде, но имеет магнитный компас, барометрический высотомер и 24 Мб памяти.

GPS 3+ - 450$. Один из лучших приборов. Снят с производства, производимый ныне приемник – GPS 5 имеет заметно большую цену. Питание до 32 В. Батареи четыре «АА». Имеет ряд недостатков – 
маленький объём памяти – 1.44Мб, нет звукового сигнала, небольшой экран с низким разрешением, короткий трэк 1900 точек, высокая цена.

GPSMAP 76 – 480$. Неудачное развитие емапа. При всех достоинствах: большой экран с высоким разрешением, автомобильные «примочки», трэк 10000 точек, имеет существенные недостатки – деградировали некоторые разделы меню и алгоритм самого меню, неудобное управление, нелепый 
большой корпус («Лапоть»), отсутствие разъёма для карт памяти, небольшой объём памяти (8 Мб), высокая цена. Батареи – два элемента «АА». Внешнее питание до 32 В.

5. 587-780$ - Высшая ценовая категория, рассматриваемая нами. В данной группе бесспорный лидер GPSMAP 176.

GPSMAP 76S – 587$. Тот же «лапоть» (GPSMAP-76), но с магнитным компасом и барометрическим высотомером, память для загружаемых карт - 24 МБ.

GPSMAP 176 – 620$. Наиболее удобный автомобильный навигатор. Наибольший (из рассмотренных) экран с высоким разрешением, удобное управление. Имеет разъём для карт памяти (карта в комплект не входит 85-230$). Мощный процессор позволяет быстро прокручивать карту, пожалуй лучшая скорость из рассматриваемых приборов. Чувствительность не лучшая - наружная антенна обязательна! Питание – четыре «АА», внешнее до 40 В. Кронштейн, интерфейсный кабель и провод питания в комплекте. Из недостатков – имеет короткий трэк 2500 точек, громоздкий – неудобен при пеших походах, хотя для автомобиля это и не важно.

GPS-V DLx – 640$. Сверх навороченный 3+ - Неудачная работа над ошибками. Размер экрана остался прежним, зато его разрешение чрезмерно увеличили – не очень удобно в автомобиле. Появился звуковой сигнал, а память увеличили до 19 Мб. В качестве особого наворота – автопрокладка маршрутов (по базовой и специальным картам) – для России не особо актуально. Длинна трэка выросла несущественно – 3000 точек. По сравнению с 3+ чувствительность приёмника снизилась, скорость позиционирования увеличилась. Внешние питание до 35 В. В комплекте: Диск с подробными картами западной Европы, кронштейн, интерфейсный провод и провод питания.

GPSMAP 176С – 780$. Цветной 176-ой. Снят с производства. Из недостатков – прожорлив, экран плохо читается на ярком солнце. Своеобразное отображение некоторых объектов карты (например болота 
отображаются как ледники).

6. 450-615-880$. Новые модели: eTrex (Legend)Vista Color, GPSMAP 76C(S), GPSMAP 60C(S), и GPSMAP-276С. Это приборы «четвёртого поколения» - у них полноценные цветные экраны (TFT), большой размер памяти (24-56-128 Мб), высокоскоростной USB интерфейс, современное меню, автопрокладка маршрутов (кроме eTrex), трэк 10000 точек. Увеличенное время работы от батарей. Внешнее питание до 36 В. Из недостатков, пожалуй, высокая цена и потеря в разрешении экрана у некоторых приборов.

Из приборов нового поколения наилучшим для автомобиля конечно будет GPSMAP 276C, для пеших походов наиболее удобным будет GPSMAP 60 – удобный дизайн, мощная внешняя антенна…

III. Аксессуары.

Наиболее полезными аксессуарами являются: интерфейсный кабель для ПК – 15-25$ (входит в комплект большинства приборов), «прикуриватель» 25-30$, сэкономит батарейки. Комбинированный кабель 30-35$ – позволит одновременно запитаться от бортовой сети и производить обмен данными с компьютером. Внешняя антенна – 45-110$ необходима при использовании в автомобиле. Для приборов не имеющих антенного разъёма подойдет индуктивная антенна - 110$. Чехлы 10-25$ сохранят товарный вид прибора, предохранят от механических повреждений, но, несколько, затруднят работу с прибором. Крепление для автомобиля, велосипеда 30-40$ – кронштейн, позволяющий в двух плоскостях 
отрегулировать положение прибора, для его удобного обзора. Карточки памяти (65-230$) для загрузки карт объёмом 8-128 Мб.

IV. Как пользоваться GPS.

1. Установка в автомобиле. Для установки например на велосипед достаточно всего лишь купить нужный кронштейн и установить в удобное мето.

Автомобильные (морские) кронштейны бывают трёх видов: на двухстороннем скотче (перманентном и многоразовом); на шурупах - для тяжелых моделей (GPSMAP 276C); на присоске для стекла. Большинство кронштейнов оригинальные - Гарминовские. Но для крепления к стеклу тяжелых приборов есть кронштейны RAM с мощной присоской и удобной «рукой».

Стоимость этих кронштейнов 30-60$.

На панели автомобиля навигатор без наружной антенны необходимо установить как можно глубже под лобовым стеклом, для лучшего приёма спутников: чем больше неба будет видеть прибор тем лучше! В автомобилях с подогревом ветрового стекла и, особенно, с микроволновой защитой (металлонапыление) ветрового стекла работа прибора затруднена. Необходима наружная Антенна (45$).

Если антенна выносная, то место надо подобрать удобное для обзора: так чтоб было не слишком далеко от глаз и чтоб не закрывало часть вида ветрового стекла или приборы. Универсальная установка - по середине, так чтоб при простом повороте прибор можно было ориентировать к штурману или к пилоту. В идеальном экипаже прибор установлен для обзора штурманом - пилота ничто не должно отвлекать от дороги. Однако не всегда есть штурман, или иногда пилот сам хочет поучаствовать в 
процессе навигации... в общем компромиссный вариант - и пилоту и штурману самый универсальный. Иногда ставят только для пилота, в левую половину панели...

Перед окончательной установкой рекомендуем посмотреть как всё будет выглядеть в тёмное время суток: возможно экран прибора будет бликовать или наоборот свет его подстветки будет мешать...

Питание. В «автомобильных» приборах (3+, 5, 176, 276) заявлен разброс допустимого питания 6-40 Вольт. Кабель идущий в комплекте с прибором имеет предохранитель (бесполезный в нижеописанных случаях) и подсоединяется к бортовой сети на прямую, без понижения напряжения. Однако, в случае отсоединения клеммы Аккумулятора на работающем моторе или из-за не исправности Генератора или в ином случае перепада напряжения в бортовой сети (Характерно для УАЗов), прибор сгорает! Это не гарантийный случай, а ремонт дорог. Чтоб этого не случилось необходимо использовать кабель питания от старой модели "GPS 12” (30$). Его адаптер выдаёт 5-8 вольт, а не питает прибор на прямую, от бортовой сети. В качестве побочного эффекта - прибор может перестать само выключаться при потере внешнего питания.

2. Работа. Персональный навигатор GPS Garmin не так уж прост в эксплуатации. Пользователю необходимо внимательно и неоднократно прочитать инструкцию, попрактиковаться в работе, потом опять почитать инструкцию... Прежде чем удастся использовать прибор «на всю катушку». Конечно самые простые вещи - отметка текущей точки (нажатие и удержание кнопки "enter” или "mob”), навигация на запрограммированную точку, определение текущих координат... не требуют глубокого изучения прибора, но вот с правильной работой путевого компьютера, составлением маршрута, навигацией по пройденному пути... придётся повозится!

Пытаться научить пользоваться прибором в этой короткой статье бессмысленно, постараемся дать просто полезные советы. Если прибор не Русифицирован и английская терминология вам не подходит мы русифицируем прибор. У нас есть и русские инструкции. Инструкция однозначно должна быть на русском языке, а вот русификация прибора на наш взгляд не всегда нужно, всё-таки лучше овладеть маленьким словарным запасом навигатора, тем более что не все продавцы приборов могут предоставить столь же качественную русификацию как мы (корректный перевод, качественный шрифт, последняя версия ПО). Последняя версия программного обеспечения для приборов всегда доступна на сайте производителя. Внимание! При препрошивке ПО обязательно установите новые батареи. При обновлении ПО могут не сохранится пользовательские данные (точки, трэки, настройки) данные 
необходимо сохранить на компьютере. Русификация, если она была, будет уничтожена - Гармин не делает прошивки с русским языком!

3. Советы.

Уже «прошлись» по питанию от прикуривателя и перепрошивке софта. Батарейки. Почти все Гармины используют две или четыре «пальчиковые» АА, реже ААА. При подключении внешнего питания батареи не заряжаются, даже напротив происходит небольшой разряд. На «солевых» батареях приборы работают существенно меньше, необходимо использовать алкалиновые батареи. Выгоднее использовать Аккумуляторы (от 20$ зу 220в, с четырьмя аккумуляторами «1800»). Для их зарядки в автомобиле можно использовать специальный «чарджер» (40$ с четырьмя аккумуляторами «2100»). Альтернативный вариант - использование домашней зарядки в адаптере 12/220В (от 50$).

При долгом хранении прибора рекомендуем установить в него Алкалиновые батареи и раз в пол года менять их, таким образом сохранится работоспособность внутренней батареи прибора на долгие годы.

Не пытайтесь «изобрести» кабель питания, если нет достаточных навыков! Приборы Гармин очень требовательны к напряжению и легко портятся от неправильных адаптеров.

eMap - строго не более 4 Вольт, eTrex - не более 5 Вольт, GPS 12 - не более 8... Например телефонные зарядные устройства совсем не подходят для питания Навигаторов - возможны скачи напряжения!

Большинство поломок приборов приходится именно на подачу неправильного питания.

Для защиты стекла от царапин можно использовать чехол (от 10$) или защитную антибликовую плёнку от КПК. Поцарапанное стекло можно отполировать в часовой мастерской. Все приборы можно окунать в воду, даже eMap, который «не герметичен» - проверено! Однако не стоит делать это специально!!! Со временем приборы могут терять герметичность...

Антенна. Антенна или та часть корпуса в которой она расположена всегда должна быть ориентирована к небу. Рабочее положение GPS 12, eMap, eTrex - горизонтально, экраном вверх или с небольшим наклоном, как раз так чтоб было удобней читать экран. Часть над экраном - как раз место расположения антенны, её не надо закрывать. Прибор будет работать и в вертикальном положении, например в автомобиле, но тогда приём спутников ухудшится. У GPSMAP 176, 176C, 276C, II+, III+, V и 
подобных антенна должна быть сориентирована вертикально вверх. У приборов GPS 72-76 антенна расположена в верхней части корпуса. В отличии от eTrex антенна цилиндрическая и по этому рабочее положение прибора - вертикальное или с небольшим наклоном от вертикали. 76-ой будет работать и в «нерабочем», горизонтальном положении, но несколько хуже.

Точность. На странице спутников прибор показывает некую точность, алгоритм определения которой секрет Гармина, в метрах... Замечено что иногда эта цифра может отличаться от реальной точности как в большую так и в меньшую сторону, причём в большую сторону погрешность может отличаться на порядки!!! Самые известные ситуации падения точности - все принимаемые спутники находятся на дной линии, количество принимаемых спутников меньше четырёх, плохие погодные условия (мокрый снег, туман и облачность) при не оптимальном расположении спутников... Бывает такое: прибор сообщает о точности 100 метров и при этом отображает ваше местоположение в сорока километрах от реального! Это конечно редкость, хотя однажды был совсем эксклюзивный случай: я убрал не выключенный прибор в карман брюк... батарейки как раз были на исходе и вскоре прибор выключился. Когда я поменял батареи, то очень долго пытался понять что с экраном прибора и почему прибор так долго не может найти спутники (как при «холодном» старте). Был я в лесу, просеки на расстоянии 1-2 км, на экране 
отображается только лес и никаких просек, масштабирую... вот масштаб уже 500 км а на экране так больше ничего и не появилось ни дорог ни населённых пунктов! Оказывается это не лес! Океан на монохромных дисплеях отображается тем же тоном! Прибор унёс меня куда-то за Новую Зеландию!

Бывает и обратная ситуация: прибор показывает точность 100 или даже 200 метров, а на карте вы видите дорогу и свой вчерашний трек в пяти метрах от сегодняшнего, при этом вчера точность была 5-10 метров. Как проследить истинную точность прибора? В большинстве случаев информация прибора близка к истине. Но если требуется снять точку или прописать трэк с высокой точностью, да ещё в условия плохого приёма (в лесу например), то определять точность надо косвенным путём: следить за 
страницей спутников. Чем больше прибор видит спутников, чем выше уровень их приёма тем лучше точность. Имеет значение и расположение спутников относительно горизонта. Четыре спутника у линии горизонта, удалённые друг от друга на 90* дадут результат с минимальной погрешностью, соответственно чем меньше удалены друг от друга спутники и чем ближе они к зениту тем ниже точность.

Андрей Форосенко (с)

источник http://www.garmin-gps.ru/

Категория: Статьи | Добавил: lispir
Просмотров: 308 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]